Большая советская энциклопедия (1947)

ТЮТЧЕВ, Фёдор Иванович (1803—73), выдающийся русский поэт. Происходил из старинного дворянского рода. Окончив Московский ун-т, поступил на службу в Коллегию иностранных дел, затем — в русскую миссию в Мюнхене и в Турине. В Россию вернулся в 1844; служил чиновником особых поручений при гос. канцлере, цензором, а с 1857 — председателем Комитета иностранной цензуры. Т. выступал в журналах и альманахах второй половины 20-х гг. («Урания», «Северная лира», «Галатея»), в «Телескопе» Надеждина, в «Современнике» Пушкина (1836). В 30—40-х гг. Т. был почти забыт. Основой поэзии Т. является философская мысль, что мир происходит из тёмной мировой воли, а человек является диалектическим единством индивидуальной воли и воли общемировой. Эти идеи и образы легли в основу художественной системы Т. (стихотворения «День и ночь», «Светлая ночь на небосклон взошла», «Тени сизые сместились» и др.). Т. изображает природу как космос («Весна») или как хаос, изображает трагически-противоречивые чувства, возбуждаемые в человеке созерцанием мира, причём явления природы показаны в непрестанной борьбе, в символическом соответствии с переживаниями человека. Поэт ощущает жизнь мирового целого и жизнь отдельной личности в напряжённой борьбе противоположных сил и в их единстве. Диалектика Т. идёт вразрез с метафизич. основами его философии. В 1850 Т. снова начал печататься. Некрасов отнёс Т. к русским первостепенным поэтич. талантам. Стихотворения Т. были изданы отдельным изданием «Современником» в 1854 с предисловием И. С. Тургенева. Поэзия Т. получила сочувственную оценку Добролюбова, отмечавшего что Т. доступна «и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни» («Тёмное царство»). В другой статье Добролюбов сочувственно цитировал одно из стихотворений Т. на темы общественной жизни: «Русской женщине». Однако по своим политич. взглядам Т. примыкал к лагерю, противоположному революционной демократии. Взгляды его нашли выражение как в политич. статьях («Россия и революция», «Папство и римский вопрос»), так и в стихотворениях. Отрицательное отношение к европейской капиталистич. цивилизации и предвидение её неизбежной гибели соединялись у Т. с реакционными панславистскими иллюзиями, противопоставлявшими всеславянскую империю Востока революционному Западу («Море и утёс», «Русская география» и др.). Политич. стихи Т. — художественно наименее ценная часть его поэтического наследия.

  Первостепенное место в русской и мировой поэзии Т. занял глубокими стихами о природе и о человеческих чувствах. Оставаясь и в позднейших своих стихах на тех же философских позициях, что и в 30-е годы, Т. значительно эволюционировал как художник. Стихи о природе, написанные в 50—60-х гг., сохраняя всю глубину художественного обобщения, уже почти лишаются символич. окраски («Не остывшая от зною», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной» и др.). Усиливается внимание к конкретным деталям. Т. поднял любовную лирику на ту же высоту обобщения, на какую была поднята им лирика природы. Образ любимой женщины в стихах Т. — живой индивидуальный человеческий образ; в этих стихах раскрывается глубочайшая диалектика человеческих переживаний («О, как убийственно мы любим», «Я очи знал» и др.).

  Символисты пропагандировали Т. и учились у него (Брюсов, Сологуб и др.), но символистами Т. был принят в специфическом переосмыслении — как отрешённый романтик и крайний индивидуалист. Как поэт мысли и страсти, поэтически решающий глубочайшие проблемы человеческих переживаний, проблемы места человека в природе, как замечательный изобразитель русской природы, как выдающийся мастер стиха Т. занимает одно из первых мест в русском классич. наследии.

 

  Соч. Т.: Стихотворения, [изд. «Современника»], СПБ, 1854; Полное собрание сочинений. С критико-биогр. очерком В. Я. Брюсова, под ред. П. В. Быкова, СПБ, 1913 (ряд изданий); Полное собрание стихотворений. Ред. и комментарии Г. Чулкова, вступ. статья Д. Д. Благого, т. I—II, изд. «Academia», М. — Л., 1933—1934; Полное собрание стихотворений. Вступ. статья и общая ред. В. Гиппиуса, ред. текстов и прим. К. Пигарева, «Советский писатель», Л., 1939 (Библиотека поэта. Ред. коллегия: М. Горький, И. А. Груздев, Б. Л. Пастернак и др.), см. то же издание в малой серии Библиотеки поэта, 1936.

  Лит.: Аксаков И. С., Биография Фёдора Ивановича Тютчева, М., 1886; Чулков Г., Летопись жизни и творчества Ф. И. Тютчева, изд. «Academia», М. — Л., 1933; Тютчевский сборник (1873—1923), изд. «Былое», П., 1923; «Урания». Тютчевский альманах (1803—1928), под ред. Е. П. Казанович, вступ. статья Л. В. Пумпянского, Л., 1928; Пигарев К., Судьба литературного наследства Ф. И. Тютчева, «Литературное наследство», М., 1935, № 19—21.

В. Гиппиус.

 

читать оригинальный текст в первоисточнике